Поговорим о страхе?
Страх – это сильная эмоция, функцией которой является спасение нас от опасности. Механизм страха создан, чтобы отключать рассуждения. Мы можем говорить себе «не бойся», «возьми себя в руки», «соберись». Но мы не можем заставить себя перестать бояться.
Страх – наш помощник в формировании нашего отношения к событиям внешнего мира. Если мы испытываем страх, значит в событии есть угроза для нас. Благодаря страху мы меняем свое поведение так, чтобы мы могли справиться с ней. Страх – часть человеческой природы. В древности мы выжили как вид во многом благодаря страху.
Есть отличие угроз – в прошлом и сейчас. Дикий зверь, недружественное племя – угроза явная, видимая. Переживая страх, человек принимал решение: драться или бежать. Современные угрозы более социальны, не всегда проявлены, неопределенны четко и ясно. Как, например, вирус. И драться нам не с кем. И бежать некуда.
Но страх остался мощной эмоцией и нам необходимо формировать к ней отношение, справляться с ней и действовать, преодолевая ее. Страх не нужно игнорировать. Страх не нужно подавлять. Страхом нужно управлять.
Есть разные виды страхов. Бывают страхи, которые можно связать с конкретной причиной, состоянием или ситуацией – потеря здоровья, потеря работы, снижения уровня жизни. Страхи могут не иметь конкретной актуальной причины и тогда это выглядит как неопределенная тревожность, паническое состояние.
Отдельная категория – экзистенциальные страхи, например, страх смерти. Сейчас поднялись и могут переживаться нами все виды страхов. Сейчас присутствует угроза здоровью, воздействует неопределенность и угроза жизни поднимает страх смерти.
Отдельно важно отметить переживание страха у детей. Дети проживают страхи и не всегда готовы обсуждать это с родителями. В сегодняшней ситуации у детей может усилиться страх потери близких. Особенно в отношении бабушек и дедушек, на фоне информационного потока об угрозе жизни пожилым людям. В неполных семьях или там, где родители много работают, бабушки и дедушки несут на себе родительские функции и являются опорой для детей.
Что делать?
Меньше страха у того, кто что-то предпринимает, а не бездействует. В машине, едущей по серпантину, больше боится пассажир, а не водитель.
Стратегии совладания со страхом:
Через тело и движение. Несмотря на ограничения, обеспечьте себе двигательную нагрузку. Попрактикуйте расслабляющие ванны, контрастный душ.
Проанализируйте эмоцию страха через рациональное. Задайте себе вопросы по поводу своего страха: про что страх говорит? на что обращает мое внимание? что я могу предпринять, чтобы лучше себя обезопасить?
А не накопились ли у вас незавершенные дела? Незавершенность добавляет неопределенности и подрывает нашу устойчивость. Время карантина хорошее время для завершения.
Дайте поддержку своему внутреннему ребенку – читайте сказки, смотрите мультфильмы, отправьтесь в виртуальное путешествие, займитесь хобби, которым перестали заниматься из-за вечной занятости. А если у вас есть дети и вы сделаете это вместе – это станет объединяющим для вашей семьи и поддержит ваших детей.
Как сохранить ментальное здоровье
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин